Официальный веб-сайт государственного учреждения образования
Cредняя школа № 52 г. Гомеля

г. Гомель, ул. Лазурная, 10
тел. 32-05-60

e-mail School_52@inbox.ru


Поиск информации
Наши достижения

PreviousNext
2017 - год науки


 Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко подписал указ «Об объявлении 2017 года Годом науки»
Основной целью данного решения является повышение роли науки в выполнении задач социально-экономического развития страны, создание благоприятных условий для сохранения и развития научного потенциала, формирование международного имиджа Беларуси как страны с высоким уровнем интеллектуального и человеческого капитала



«Горячая линия» по вопросам профилактики семейного неблагополучия и социально опасного положения детей:
ежедневно с 19.00 до 21.00 по телефонам: 62-25-13 и 62-37-83








   



"Дерзай знать!"



График работы

Педагог социальный, педагог-психолог

БАШМАКОВА Александра Владимировна

Педагог социальный

ЖАРИНА Анна Евгеньевна

Педагог-психолог

ТРЕТЬЯКОВА Галина Анатольевна

Вторник

8.00-16.20 перерыв 12.00-12.20

8.00-10.00–  консультирование учащихся

10.00-12.00–  консультирование родителей

12.20-13.20-консультирование педагогов 15.00-16.20-посещение семей

 

Понедельник

8.20– 16.40, перерыв 12.20-12.40

8.20 -10.00-консультирование родителей

10.00-11.00– консультирование педагогов

11.00-13.00– консультирование учащихся

15.00-16.40 – посещение семей

Понедельник

9.00-18.00; перерыв 13.00-13.20;

10.00-11.00– консультирование педагогов

13.20-14.20– консультирование учащихся

17.00-18.00– консультирование родителей

Среда

8.00-16.20 перерыв 12.00-12.20

С13.30- участие в рамках  работы смотровой комиссии

Вторник

8.20-16.50; перерыв 12.20-12.40

8.30-11.00 консультирование учащихся

11.00-12.00– консультирование педагогов

13.00-14.00- консультирование родителей

14.00-16.50- посещение семей

 

Вторник

8.20-16.40; перерыв 13.00-13.20;

9.00-10.00 –  консультирование родителей

10.00-11.00– консультирование педагогов

12.00-13.00– консультирование учащихся

15.00-16.40 – посещение семей

Четверг

8.00-16.20 перерыв 12.00-12.20

9.00-10.30-консультирование родителей

10.30-12-00– консультирование педагогов

12.30-14.00- консультирование учащихся

14.00-16.10-посещение семей

Среда

11.40-20.00; перерыв 16.00-16.40

11.50-14.00- консультирование учащихся

14.00-15.30. – консультирование педагогов

15.30-17.00 – консультирование родителей

17.00-20.00 - посещение семей

С 12.00–  участие в заседании комиссии по делам несовершеннолетних (2 раза в месяц)

Среда

8.20-16.40; перерыв 13.00-13.20;

С12.00–  участие в заседании комиссии по делам несовершеннолетних (2 раза в месяц)

9.00-10.00 –  консультирование родителей

10.00-11.00– консультирование педагогов

14.00-15.00– консультирование учащихся

15.30-16.40 – посещение семей

 

Пятница

8.20-16.50; перерыв 12.00-12.20

8.00-10.00-консультирование родителей

10.00-12.00 – консультирование учащихся

12.30-14.00 – консультирование педагогов

14.00-16.50-посещение семей (микрорайон Энергетик)

Пятница

8.20-16.50; перерыв 12.00-12.20

8.00-10.00- консультирование учащихся

10.00-12.00 – консультирование педагогов

12.30-14.00 – консультирование родителей

14.00-16.50-посещение семей (микрорайон Энергетик)

Четверг

8.20-16.40 перерыв 13.00-13.20

9.00-10.00– консультирование учащихся

11.00-12.00 –  консультирование педагогов

Телефон доверия 43-53-23

 

Суббота

11.40-20.00; перерыв 16.00-16.20

12.30-14.00- консультирование учащихся

14.00-15.30. – консультирование педагогов

15.30-17.00 – посещение семей

17.00-20.00 -консультирование родителей

 

Суббота

09.10-15.30 ; перерыв 12.00-12.20

12.00-13.00 – консультирование родителей

13.00-14.00- консультирование педагогов

15.00-15.00 – консультирование учащихся

Пятница

8.20-15.40 перерыв 13.00-13.20

9.00-10.00 –  консультирование родителей

13.00-14.00– консультирование педагогов

14.30-15.40 – посещение семей (микрорайон Энергетик)

 

Телефон доверия социально-педагогической и психологической службы школы 32-05-67


График

индивидуальных  консультаций учащихся, педагогов,  родителей  по психологическим проблемам, связанным  с подготовкой учащихся к выпускным экзаменам  в 2016/2017 учебном году



Педагог-психолог

ТРЕТЬЯКОВА Галина Анатольевна

(кабинет 2-11)




Понедельник


9.00 – 10.00 - консультирование родителей

14.00–  15.00 - консультирование учащихся




Вторник


10.00 – 11.00  телефон доверия  32 05 67




Среда


10.00 – 11.00 - консультирование педагогов

14.00 – 15.00 консультирование учащихся




Четверг


17.00–  18.00 - консультирование родителей




Пятница


13.20–14.00  консультирование педагогов




Профориентация

В целях повышения эффективности профориентационной работы среди учащихся учреждений общего среднего образования Региональный центр тестирования при поддержке управления образования Гомельского облисполкома планирует продолжить проведение профориентационной диагностики для учащихся 10 – 11-х классов в рамках реализуемого Региональным центром тестирования проекта профориентацонного психолого-педагогического консалтинга учащихся.

Проект интегрирует в себя следующие составляющие:

– организацию и проведение многоаспектной диагностики: профориентационной диагностики, диагностического тестирования учебных знаний и умений, анкетирования по программе «Профпрогноз»;

– формирование профориентационной карты и профессионального самоопределения учащегося;

– организациию совместно с Гомельским областным институтом развития образования постояннодействующих курсов повышения квалификации учителей, психологов, и руководителей органов управления образованием по профессиональной ориентации учащихся;

– анкетирование и диагностирование родителей, направленное на изучение сформированности у них представления об интересах, склонностях и способностях своих детей;

– создание в районах области сети консультантов по профориентации учащихся и организацию групповых и индивидуальных консультаций по вопросам профессионального выбора.

Главная цель проекта – это реализация комплекса психолого-педагогических и организационно-методических мероприятий по оказанию непрерывной, систематической, адресной помощи учащимся в формировании профессионального самоопределения с учетом их индивидуальных особенностей, интересов, учебных знаний и умений, а так же потребностей общества в квалифицированных специалистах.

Итоги профориентационной диагностики, проведенной в 2016/2017 учебном году, показали повышение интереса к ней учащихся и их родителей по сравнению с предыдущим годом. Для более детального анализа результатов учащегося прилагается профориентационная карта, которая будет показывать индивидуальные ежегодные достижения и способности будущего выпускника.

Проведение профориентационной диагностики в 2017/2018 учебном году будет осуществляться в следующие этапы:

Этап

Класс

Сроки проведения

1

10, 11

02.10.2017 – 13.10.2017

2

9

ноябрь 2017

3

8

январь 2018

4

5, 6,7

март 2018


Памятка для учащихся выпускных классов

Как вести себя во время экзамена

Ha свете найдется не так много людей, у которых мысль об экзаменах вызывала бы радостную улыбку.   Сегодня экзамены сдают не только аби­туриенты и студенты, но и младшие школь­ники. Умению сдавать экзамены, как ни странно, никто специально не учит, а ведь психотехнические навыки очень полезны: они не только повышают эффективность подготовки к экзаменам, но и способ­ствуют развитию навыков мыслительной работы и умению мобилизовать себя в решающей ситуации. А такие знания будут полезны абсолютно всем.

Прежде чем начать подготовку к экза­менам, следует оборудовать место для занятий: убрать лишние вещи, удобно расположить нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши. Психологи считают полезным ввести в такой инте­рьер желтый и фиолетовый цвета, ведь именно они повышают интеллектуальную активность.

Вначале подготовки нужно понять, «сова» ты или «жаворонок» - и в зави­симости от этого максимально загрузить утренние или, напротив, вечерние часы.

Составляя план на каждый день подго­товки, четко определи то, что ты будешь учить именно сегодня. Не стоит обманы­вать себя фразой «немного позанима­юсь». План учебы на каждый день должен содержать конкретные разделы учебника, задания и упражнения. Прежде чем что-то учить, необходимо определиться с теми источниками, которые ты будешь исполь­зовать при подготовке. Обычно информа­ции либо слишком много, либо слишком мало. В первом случае советую из кипы учебников выбрать один-два. Самый опти­мальный вариант — конспекты. Если пред­мет технический — лучше обратить внима­ние на формулы (если формула слишком длинная - раздели ее на составляющие), их расшифровку. К знакомому отличнику, к преподавателю или репетитору лучше приходить с конкретным вопросом или с конкретной темой, которая непонятна. Этим ты сэкономишь и свое, и его время. Интернетом лучше пользоваться тогда, когда знаешь, ЧТО нужно, иначе процесс поиска информации займет больше вре­мени, чем ее усвоение.

Начинай подготовку «на свежую голо­ву» и с самого сложного раздела. Если ты устал, а готовиться к экзаменам все же нужно, начни с материала, который боль­ше всего интересен и приятен. Переходи от легкого материла к сложному.

Обязательно следует чередовать рабо­ту и отдых, к примеру: 40 минут занятий, затем 10 минут - перерыв. В это время можно вымыть посуду, полить цветы, сде­лать зарядку.

При подготовке к экзаменам увеличива­ется нагрузка на глаза. Если ты чувствуешь, что глаза устали, значит, устал и организм: ему может не хватать сил для выполнения экзаменационного задания. Нужно сделать так, чтобы глаза отдохнули.

Советую выполнить следующие упраж­нения:

1) посмотри попеременно вверх-вниз (15 с), влево - вправо (15 с);

2) нарисуй глазами свое имя, отчество, фамилию;

3) попеременно фиксируй взгляд на удаленном предмете (20 с), потом - на листе бумаги перед собой (20 с);

4) нарисуй глазами квадрат, треугольник (сначала по часовой стрелке, потом — про­тив).

Дыхательные упражнения также помо­гают снять напряжение. Попробуй освоить несколько несложных приемов:

1) сядь удобно;

2) сделай глубокий вдох через нос (4-6 с);

3) задержи дыхание (2-3 с);

4) сделай медленный, плавный выдох через нос (4-6 с);

5) задержи дыхание (2-3 с). Упражнение выполняется в течение

2-3 минут.

Серьезным вопросом является то, КАК учить. Уходишь ли ты в учебу «с головой», занимаешься в библиотеке или берешь кон­спект «почитать в транспорте»? Конечно, эф­фективность таких занятий абсолютно разная. Что можно сделать за ограниченное время? Многие школьники говорят, что перед экза­меном хочется делать все, что угодно, - лишь бы к нему не готовиться. Совет: установи для себя норму - скажем, один час или, напри­мер, один билет разобрался в теме одного билета - сделай передышку.

Готовясь к экзамену, не надо стремиться запоминать наизусть весь учебник. Про­читав вопрос, вначале вспомни и обяза­тельно кратко запиши все, что ты знаешь по нему, затем проверь себя по учебнику. Особое внимание обрати на подзаголовки главы или параграфа учебника, на прави­ла и выделенный текст. Проверь правиль­ность дат, основных фактов. Только по­сле этого внимательно, медленно прочти учебник, выделяя главные мысли - опор­ные пункты ответа.

Важный вопрос: как запомнить? На этот счет существуют разные мнения. Одним из удачных способов запоминания  считается мнемотехника - комплексная методика, включающая в себя запоминание ассоциа­циями. Если нужно запомнил дату, вспом­ни, что эта дата значит для тебя лично. Может, это день рождения тети? А может, в этот день ты впервые что-то сделал или куда-нибудь съездил? Или вдруг эта дата напоминает какой-либо номер телефона? Нужно запомнить формулу? Попробуй по­смотреть на нее под другим углом - про­читать ее как слово Сопоставь каждую букву в формуле с каким-нибудь словом и составь смешное предложение, которое «застрянет» в голове. Очень удобно запо­минать какие-либо определения, явления, события, сведя их к тому, что тебе уже известно. Попробуй упростить определе­ние. Важно понять суть определения, а не заучивать его. Редкий учитель примет в штыки объяснение определения  своими словами вместо заученного варианта. Если ты можешь пересказать определение сво­ими словами, значит, ты его понимаешь и разбираешься в материале.

Перед устным экзаменом советую наи­более трудные билеты рассказать перед зеркалом (желательно таким, чтобы ви­деть себя в полный рост), обращая вни­мание на позу, жесты, выражение лица. Почему нужно делать это? В психологии и психотерапии установлено: чем боль­ше различия в состоянии человека в тот момент, когда он получает информацию (готовится к экзамену), и тогда, когда вос­производит ее (сдает экзамен), тем труд­нее ему извлекать информацию из памяти. Готовиться обычно приходится дома, сидя, а то и лежа, в спокойной обстановке, рас­слабившись, а отвечая на экзамене, чело­век испытывает напряжение, волнение.

Когда ты рассказываешь  материал или записываешь его на магнитофон, ты сбли­жаешь эти два состояния. Важно и то, что речь «про себя» отличается от речи вслух. Чтобы стать понятной другим, речь требует перевода. И тогда оказывается, что не все можно перевести: что-то забыто, что-то в переводе кажется бледном копией, что-то видится как образ, картинка словами не выражается.

У разных людей развиты разные виды памяти: зрительная, слуховая, моторная. Людям с преобладающей зрительной па­мятью полезнее будет читать материал: потом вспоминается страница, на которой написана нужная тема. Тем у кого развита моторная память, лучше будет еще раз прописать материал, например, заняться написанием шпаргалок. Уверена, что на экзамене тебе они и не понадобятся, так как моторная память поможет воспроиз­вести нужный материал.

Готовясь к экзамену, не думай о том, что «провалишься», напротив, мыслен­но рисуй себе картину триумфа, легкого победного ответа. Мысли о возможном провале недаром называют саморазрушающими. Они не только мешают тебе готовиться, создавая постоянное напряжение и смятение в мыслях, как раз они позволяют делать все спустя рукава («Зачем трудиться, если все равно ничего не выйдет?!»).

За несколько дней до экзамена «проиграй» мысленно ситуацию экзамена, представь во всех деталях обстановку, свой ответ, старайся делать это как можно конкретнее подробнее. Но - внимание! — сконцентрируйся на выборе лучшего ответа, лучшей формы поведения, не «зацикливайся» на собственных страхах и мыслях о «провале».

Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить весь материал. Не повторяй билеты по порядку, лучше на­пиши номера на листочках и тяни, как на экзаменах. Каждый раз, прежде чем рассказать билет, вспомни и запиши план ответа. Если это получилось легко, можешь не рассказывать - этот вопрос ты знаешь хорошо. Рассказывай только то, в чем ты чувствуешь затруднение. При рассказе пользуйся записанным планом - на замене можно пользоваться записями, сделанными при подготовке к ответу. Следи при этом за своей позой, жестами, мимикой, голосом. Знай, что речь, весь твой вид должны выражать уверенность в себе, своих знаниях. Приняв уверенную позу, начиная говорить спокойным и уверенным голосом, ты в действительности ста­новишься спокойнее и увереннее в себе.


Памятка для учащихся выпускных классов

Готовимся к экзамену

I этап. Подготовка к экзамену:

- полезно составить план подготовки к экзамену на каждый день;

- хорошо начинать либо с самого трудного, либо с самого простого материала;

- обязательно следует чередовать работу и отдых: 40 минут занятие, 10 минут - перерыв);

- полезно повторять материал по вопросам;

- можно структурировать материал за счет составления планов, схем на бумаге;

- твоя задача не вызубрить, а понять. Поэтому концентрируй внимание на ключевых мыслях;

- научись хорошо выполнять практические задания на время;

- за несколько дней до экзамена «проиграй» мысленно ситуацию на экзамене, представь себе во всех деталях обстановку.

II этап. Накануне экзамена:

-старайся отдохнуть хотя бы один день перед экзаменом. Погуляй, отвлекись, ляг спать пораньше;

если ты уже волнуешься, то попытайся конкретнее, в деталях, «проиграть» то, как ты заходишь в аудиторию, тянешь билет, нервничаешь, выполняешь задание. Через некоторое время такой «игры» страх исчезнет.

III этап. Как вести себя на экзамене:

- находясь в аудитории на экзамене, постарайся расслабиться: свесь руки, опу­сти голову, вдох - «по», выдох - «кой» (20 с). Ты почувствуешь, как уйдет сна­чала мышечное напряжение, затем — вну­треннее;

- начинай выполнять те задания, которые для тебя легче (для того, чтобы сэкономить время для более трудных заданий);

- не бойся ошибки. Если ты не уверен в правильности своего ответа, все равно продолжай работать;

- если понимаешь, что есть вопросы, по которым ты ничего не знаешь, не впадай в панику: по каждому вопросу можно что-то вспомнить.

Как воспитывать детей  и оставаться с ними  друзьями

Нередко  встречаются  родители,  которые

боятся  и  испытывают  стыд  за «некрасивое»  поведение  своих  детей.

Взрослые  всеми  силами  пытаются  избе-гать  слез,  капризов  на  улице,  истерик  в

магазинах и кафе, и постепенно становятся заложниками детских желаний. Тем не

менее  дети  нуждаются  в  руководстве  и правилах, так как это позволяет им испытывать  чувство  защищенности.  Не  стоит забывать, что родители авторитетны по умолчанию, и не должны этого доказывать.

Для того, чтобы сохранить баланс между родительской властью и дружбой с ребенком, детские психологи советуют запомнить несколько правил:

В случае истерики спокойным голосом объясните, что разговор продолжится, когда ребенок

перестанет  кричать,  дайте  ему  время  успокоиться.  В  некоторых  случаях  придется  предъявить строгое требование, которое должно выполняться без возражений и лишних переговоров: "Ты сейчас делаешь так, как я говорю, а вечером мы спокойно все обсудим -  почему и

зачем".

Важно быть  уверенным в себе и в том, что Вы говорите. Дети хорошо отличают тех, кем

можно манипулировать.

Не используйте фразу  «подождем, когда придет папа (или мама) и решим».  Ребенок станет

чаще манипулировать Вами в отсутствии второго более авторитетного по его мнению роди-теля.

Не угрожайте своему ребенку ложными обещаниями больше не любить:  "Если ты будешь

себя так вести, я больше не буду тебя любить". Лучше скажите: "Я буду тебя все равно любить, но твое поведение я не одобряю".

Не отменяйте требования и распоряжения без крайней необходимости.  А также в свою очередь не преуменьшайте важность данных ребенку обещаний. Честность, выполнение обещаний и уважение к интересам друг друга должны исходить как от ребенка, так и от Вас.

Будьте примером для своего ребенка, учите формулировать просьбы в адекватной, вежливой форме. Когда дети могут объяснить причину своих желаний, с ними легче поддерживать диалог и идти на компромиссы.

Необходимо рассказать ребенку о том, что нужно учитывать мнение и интересы других. Чаще говорите с ним о своих чувствах и желаниях, а также о чувствах окружающих людей.

Хвалите и поощряйте ребенка за хорошее поведение, он должен понимать, что ему выгодно вести себя хорошо.

Как бы Вам не хотелось быть самым добрым и хорошим в глазах своего ребенка, не забывайте, что одной из основных задач родителей является воспитание здоровой гармоничной личности.

Советы родителям

Готовимся к экзамену

Успешность сдачи экзамена во многом зависит от отношения и настроя роди­телей школьника. Папы и мамы должны помочь ребенку определить сильные сто­роны, обратить внимание на питание и нагрузку. Задолго до экзаменов обсудите с ребенком, что именно ему придется сда­вать, какие дисциплины кажутся ему наи­более сложными и почему. Эта информа­ция поможет совместно создать план под­готовки, определить предметы, на которые придется потратить больше времени.

Сложные темы лучше изучать в часы подъема, хорошо знакомые - в часы спада. Для этого необходимо знать тип темперамента. Не стесняйтесь признаться ребенку, что уже не очень хорошо пом­ните большинство разделов биологии, химии или любого другого предмета, ко­торый ему необходимо подготовить. Пусть он просветит вас по тем или иным темам, а вы задавайте вопросы. Чем больше он успеет вам рассказать, тем лучше.

Договоритесь с ребенком, что вечером накануне экзамена он прекратит подго­товку, прогуляется и ляжет спать вовремя. Последние 12 часов должны уйти на под­готовку организма, а не знаний.

Обсудите вопрос о пользе и вреде шпаргалок. Во-первых, ребенку будет ин­тересно знать ваше мнение на этот счет (возможно, он даже удивится, что вы тоже пользовались шпаргалками и вообще зна­ете, что это такое). Во-вторых, необходимо помочь школьнику понять, что доставать шпаргалку  не имеет смысла. Если ему кажется, что, ознакомившись с содержанием шпар­галки, он сможет получить отметку лучше, рисковать не стоит.

В выходные дни, когда вы никуда не торопитесь, устройте ребенку репетицию письменного экзамена. Например, возь­мите один из вариантов задач по матема­тике или физике. Договоритесь, что у него будет два или три часа, усадите за стол, свободный от лишних предметов, дайте несколько чистых листов бумаги, засеките время и объявите о начале экзамена.

Следите за тем, чтобы во время подго­товки ребенок регулярно делал короткие перерывы. Объясните ему, что отдыхать, не дожидаясь усталости, - лучшее сред­ство от переутомления. Важно, чтобы школьник обходился без стимуляторов (кофе, крепкий чай): нервная система перед экзаменом и так истощена. Нема­ло вреда может принести и попытка со­средоточиться над учебниками в одной комнате с работающим телевизором или радио. Если школьник хочет работать под музыку, не надо этому препятство­вать, только договоритесь, чтобы музыка была «без слов».

Если ваш ребенок получил балл ниже, чем хотелось бы, или вовсе «провалил эк­замен», помогите ему справиться с этой бедой. Не осуждайте и не насмехайтесь над ним, вместо этого выясните, в чем причина неудачи, сделайте выводы и об­судите, что означает в данном случае пре­словутое «не повезло».

- Помните, вы ответственны за то, что может произойти с вашим ребенком на экзамене;

- верьте в позитивный итог экзамена;

- создайте в семье положительную и доброжелательную атмосферу;

- не раздражайтесь, запаситесь терпе­нием;

- не показывайте своему ребенку свой страх;

- держите положительный настрой: «Все будет хорошо»;

- старайтесь поддержать и понять ре­бенка;

- придерживайтесь принципа «Все, что ни делается, все к лучшему»;

- продумайте питание ребенка.

Не стоит забывать и то, что педагоги во время подготовки к экзамену становятся «вторыми родителями». Психологи реко­мендуют учителям поддерживать детей, проявлять веру в их способности, избегать подчеркивания промахов, чаще произно­сить слова поддержки.

Мы часто сами нагнетаем ситуацию, чрез­мерно преувеличиваем сложность стоящей перед нами задачи, и она становится дей­ствительно сложнее. Когда экзамены оста­нутся позади, многое из того, что тревожит сейчас, наверное, покажется не таким уж значимым и будет вызывать улыбку.

Каким бы ни был итог, никогда не за­бывайте об одном из главных принципов человеческого познания: «Мы знаем лишь малую часть того, что должны знать».

Удачи вам!

 

Что должен знать и уметь ребёнок

при зачислении в 1-й класс

Любому родителю стоит заблаговременно позаботиться о готовности своего ребенка к поступлению в школу. Чем раньше вы начнете заниматься с малышом, тем глубже он усвоит информацию, и увереннее будет чувствовать себя в школе.

Ведущие детские психологи и педагоги сходятся во мнении, что усвоение ребенком школьной программы проходит намного эффективнее, если он обладает базовыми знаниями и навыками, иными словами, достаточно эрудирован. Мы предлагаем вам список вопросов, по которым обычно определяется уровень развития ребенка.

Имейте в виду, что ребенку следует не только знать ответы на эти вопросы, но и уметь озвучить их перед незнакомым взрослым человеком, если его будут спрашивать. Расскажите малышу, что ждет его в школе, как он будут учиться, как учились вы когда были маленькими. Это поможет ему не испугаться непривычной официальной обстановки и не забыть от волнения все, что знает.

 

А знать ребенку нужно следующее:

свое полное имя, отчество и фамилию;

свой возраст и дату рождения;

фамилию, имя и отчество родителей, их профессию;

свой домашний адрес: название города, улицы, номер дома, этажа,

квартиры;

основные достопримечательности своего города;

название своей страны и ее столицы;

последовательность дней недели, месяцев, времен года; основные приметы каждого времени года; растения;

домашних и диких животных и их детенышей;

части тела человека;

профессии;

русские народные сказки;

 

Также ребенок должен уметь:

различать живое и неживое;

единственное и множественное число;

счёт в пределах 10 и обратно;

утро, день, вечер и ночь;

одежду, обувь и головные уборы;

птиц, рыб, зверей, насекомых;

овощи, фрукты, грибы, ягоды;

наземный, водный и воздушный транспорт;

посуду, мебель и т.д.;

различать геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал;

свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, иметь представление о понятиях "право" - "лево", "верх" - "низ" и т.д.;

рассказать наизусть небольшое стихотворение;

уметь пересказать прослушанный или прочитанный рассказ;

придумать рассказ по картинке;

запомнить и назвать по памяти 6-10 предметов, картинок, слов;

правильно держать карандаш, ручку, кисточку;

без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии;

рисовать геометрические фигуры,

аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов;

 

Психологическая готовность к школе

не тождественна физической (физиологической). Первая включает в себя процессы, зависимые от системы требований, которые школа предъявляет к ребенку. Связаны они с изменением социальной позиции ребенка в обществе, а также со спецификой учебной деятельности в младшем школьном возрасте.

 

Вторая включает процессы, связанные с созреванием детского организма. Это — увеличение веса (в месяц в среднем на 200 г) и длины тела (на 0,5 см); изменение пропорций тела; формирование моторно-двигательной сферы и физической выносливости; увеличение работоспособности и т.д. Оба вида готовности тесно связаны друг с другом, но не тождественны. Оба они — не застывшее состояние «готов—не готов», а динамическое явление, и, принимая ребенка в школу, мы имеем дело с развивающимся, постоянно изменяющимся человеком.

 

Но психологическая готовность, безусловно, связана с физиологической, функциональной готовностью к школе. К 6 годам у ребенка относительно хорошо сформирована двигательная сфера, он владеет достаточно тонкими движениями сложного порядка (лазание, кувыркание, бег на коньках, лыжный ход, плавание, гимнастика, тонкие ручные движения), становится более быстрым и ловким. Увеличиваются работоспособность, выносливость ребенка, устойчивость к монотонии. Но, тем не менее, он по-прежнему нуждается в щадящем режиме, так как легко утомляется, особенно в условиях одной и той же деятельности или деятельности однообразной. Сегодняшний 6-летний ребенок подвержен «школьным стрессам» и «дидактическим неврозам».

 

По данным физиологов, от 4 до 30% детей по физическим параметрам не достигают критериев «школьной зрелости», а от 30 до 50% детей приходят в I класс не готовыми психологически. Естественно, все это сказывается на освоении школьной деятельности и на психологическом комфорте ребенка (многие работают в условиях хронических перегрузок даже при щадящем режиме).

 

Составными компонентами психологической готовности к школе являются:

 

1) интеллектуальная готовность (или шире — готовность познавательной сферы);

 

2) личностная готовность (в том числе мотивационная) готовность;

 

3) социально-психологическая готовность;

 

4) готовность эмоционально-волевой сферы.

 

Многие родители, понимая важность и необходимость перестройки всей деятельности ребенка (с игровой на учебную), готовы сделать все, чтобы облегчить ему вступление в новую фазу жизни. Но часто основную свою задачу они видят в том, чтобы ребенок овладел как можно большим объемом «школьных» навыков и умений. Они полагают, что если их ребенок еще до школы научится читать, считать и писать, то в 1 классе ему останется только совершенствоваться в этом. Но не все идет так гладко, как хотелось бы родителям. Прежде всего, то, что ребенок до школы умеет читать, писать, считать, совсем не обеспечивает психологическую готовность к школьному обучению и не означает, что ему будет легко учиться в 1 классе.

Психологическая готовность ребенка к школьному обучению заключается не в том, чтобы у него к моменту поступления в школу сложились психологические черты, которые отличают школьника. Они могут сложиться только в самом ходе школьного обучения под влиянием присущих ему условий жизни и деятельности. В дошкольном возрасте возникают только предпосылки этого «превращения в ученика»: желание учиться и стать школьником; умение управлять своим поведением и деятельностью; достаточный уровень умственного развития и развития речи; наличие познавательных интересов и, конечно, знаний и навыков, необходимых для школьного обучения.

Родителям психологи рекомендуют следующее:

 

Совершенно не нужно:

1) до перехода в школу менять режим жизни ребенка — лишать его дневного сна, долгих прогулок, игр вдоволь;

2) оценивать все, что он делает, так, как должна была бы оцениваться деятельность школьника;

3) проходить с дошкольником программу первого класса, насильственно подменяя игру учебой.

И наоборот, необходимо:

1) прививать ребенку широкий интерес к познанию окружающего мира, научить наблюдать, задумываться над увиденным и услышанным;

2) учить его преодолевать трудности, планировать свои действия, дорожить временем;

3) поощрять его инициативу и самостоятельность;

4) создавать положительную установку на школу, дисциплину, учебные предметы, учителя;

5) учить ребенка слушать и слышать окружающих, уважать чужие мнения и желания, понимать, что собственные желания нужно сообразовывать с желаниями других людей и требованиями ситуации;

6) реально оценивать свои действия.

 

Интеллектуальная готовность к школе

 

Интеллектуальная готовность. Долгое время о готовности интеллекта ребенка к школе судили по количеству выявленных у него знаний, по словарному запасу, по конкретным умениям и навыкам. Но это — не единственное мерило интеллектуальной готовности к школе.

 

Существующие программы, их усвоение потребуют от ребенка умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы, т.е. достаточно развитых познавательных процессов.

Поэтому, говоря об интеллектуальной готовности ребенка к школе, имеют в виду общие характеристики его мышления. Для безболезненного вхождения в освоение учебной деятельности к старшему дошкольному возрасту должны быть сформированы наглядно-образное мышление и отдельные операции понятийного.

 

Полученные многочисленными исследователями данные показывают, что дети с высоким уровнем образного мышления успешно учатся в школе, их умственное развитие в условиях школьного обучения прогрессирует. Для детей с низким уровнем наглядно-образного мышления в последующем был характерен формализм в усвоении знаний и способов действия, у них наблюдались значительные трудности в формировании логического мышления.

 

 

Личностная готовность (готовность мотивационной сферы) к школе

 

Говоря о личностной готовности, прежде всего, имеют в виду готовность мотивационной сферы: хочет ли ребенок идти в школу, учиться, интересуется ли он школьной жизнью и учебой, что является ведущим мотивом в этой готовности. Она формируется к 6 годам примерно у 60% детей и связана с тем, что ребенок начинает осознавать свое положение дошкольника не соответствующим его возросшим возможностям и изменившимся желаниям.

 

Дети обосновывают субъективное желание идти в школу по-разному. Большая часть ссылается на интерес к учению, знаниям, на возможность покинуть «детский мир» и приобщиться к взрослой жизни, на то, что после учебы можно получить желанную профессию и т.д., но в то же время высокой притягательностью обладают и внешние атрибуты школьной жизни (сидение за партой, звонки и перемены, владение ранцем, пеналом и т.д.), возможность общаться с другими детьми и играть с ними на переменах, а также возможность получать отметки. В общей структуре мотивации все это имеет положительное значение, выражая общее стремление 6-летнего ребенка к перемене собственного места среди других людей.

 

При поступлении в школу ребенок включается в новую для него систему социальных отношений: иным становится подход к нему окружающих, появляются новые требования и ожидания. Если основные требования к дошкольнику связаны с поведенческими проявлениями («хорошо себя вести» — значит слушаться взрослых, не шалить, не шуметь и т.д.), то сейчас на первый план выходит требование «хорошо учиться», которое включает в себя необходимость правильно воспроизводить задаваемые учителем образцы, усваивать социально выработанные способы решения различных задач.

 

Специфика школы связана для ребенка с необходимостью ориентироваться на жестко заданные социальные нормы. В собственно учебной области это «нормативные» способы решения действенных, поведенческих, интеллектуальных задач. Поведение ребенка (особенно на уроке) должно подчиняться строго фиксированным правилам: поднимать руку, только если хочешь ответить; не подсказывать, если знаешь ответ, и т.д. И сами отношения с учителем и сверстниками тоже начинают носить значительно более «нормативный» характер, в частности появляется четкая структура группы.

 

Все это значит, что готовность к школе — это и готовность к овладению высокоопосредствованными «внеситуативными» формами регуляции деятельности, позволяющими строить ее в соответствии с заданными нормами. В дальнейшем в период школьного обучения эти нормы будут все более усложняться.

 

Социально-психологическая готовность к школе

 

Огромное значение для психологической готовности к школе имеет формирование сферы отношений ребенка со взрослыми и сверстниками, к самому себе.

В работах Е. Е. Кравцовой были выделены трудности, с которыми сталкиваются неготовые к школе дети. Самым общим показателем готовности личностно-социальной сферы ребенка является отношение к школьному учению. В этом смысле очень важным оказывается то, что ребенок знает о школе, сформировалась ли положительная установка на школу, учителя, учебу и т.д. Причины затруднений ребенка часто лежат либо в сфере общения со взрослым (непонимание условности вопросов учителя, его особой позиции, специфичности учебных ситуаций и учебного общения), либо в сфере взаимодействия со сверстниками (неумение слушать товарища и следить за его работой, координировать свои действия, содержательно общаться со сверстниками, согласовывать с ними свои интересы и желания и т. д.), либо в сфере собственного самосознания (завышенная оценка своих возможностей и способностей, необъективное, некритичное отношение к результатам своей деятельности, неверное восприятие оценок учителя и т. д.).

 

Эти 3 группы трудностей выделяются не случайно. Они отражают основные стороны личностно-социальной готовности ребенка к школе и школьному обучению.

 

В сфере общения со взрослыми к концу дошкольного возраста происходят существенные изменения. Если попытаться обозначить их одним словом, это будет произвольность. Общаясь и взаимодействуя со взрослым, ребенок начинает ориентироваться не только на непосредственные отношения с ним, не только на наличную ситуацию, но и на определенные, сознательно принятые задачи, нормы, правила. Общение приобретает определенный контекст, становится внеситуативным. Эти изменения могут быть обнаружены в самых разнообразных ситуациях общения детей со взрослым — и на уроке, и в повседневном обиходе, и в играх с участием взрослого. Другая, не менее важная сторона связана с общением и взаимодействием со сверстниками. Для выявления способности ребенка устанавливать содержательные контакты друг с другом и взаимодействовать в ситуации совместной деятельности в психологии используются самые различные методики и приемы.

 

Эмоционально-волевая готовность к школе

 

Важная сторона готовности к школе относится к сфере самосознания личности ребенка. Замечено, что с переходом в новый возрастной период происходят серьезные изменения в отношении ребенка к самому себе. Расширяется не только внешний круг жизнедеятельности ребенка, но и его внутренняя жизнь. Это происходит благодаря уже известному нам новообразованию — открытию ребенком собственных переживаний. До этого он, безусловно, имеет переживания, но не знает, что переживает и что является переживающим субъектом. Теперь же возникает активное действенное отношение к собственным эмоциям.

 

Меняется все самосознание ребенка, в том числе самооценка

 

Мы знаем, что самооценку дошкольника отличают явная необъективность и завышенность. Когда ребенка просят поставить на ступеньки нарисованной лестницы детей его группы, ранжировав их по какому-либо социально одобряемому признаку (самый «сильный», «добрый», «умный», «лучший друг» и т. п.), то себя он, как правило, ставит на самую верхнюю ступень, не испытывая неловкости или стыда. Иная картина наблюдается в самооценке младших школьников. Они тоже обычно ставят себя на лестнице выше ее середины, но уже не на самую верхнюю ступень. Кроме того, у них появляется тенденция к обоснованию своих самооценок и оценок. Это исключительно важно для последующего формирования умения оценивать свою деятельность и результаты учения.

 

В психологической готовности к школе все стороны переплетены, смешаны. Выделение какого-то одного аспекта производится условно, в целях учебного анализа. Так, волевая готовность пронизывает все стороны готовности. Ребенка ждет напряженный труд, от него потребуется делать не то, что хочется, а то, чего требуют учитель, дисциплина, режим, программа.

 

Неудача в достижении цели может лишить ребенка стимула; если же ему сопутствует успех, то он стремится довести работу до конца, преодолевая возникающие трудности. Успех закрепляет в нем мотивацию достижения. Именно поэтому все руководства по воспитанию дошкольника рекомендуют очень осторожно указывать ребенку на неудачи и ошибки.

 

В целом старшие дошкольники уже могут подчинять свое поведение наиболее значимому (часто — социально одобряемому) мотиву. Но если деятельность сложна и длительна, ребенок помнит о цели только в присутствии организующего его поведение взрослого. Все учителя, работающие с 6-летками, знают, что дети начнут отвлекаться и перестанут выполнять такое задание, если взрослый выйдет из класса. Именно взрослый — организатор мотивации и волевого поведения ребенка, определяющих целенаправленность.

 

Особо нужно упомянуть такой элемент волевой готовности, как соподчинение мотивов. Ситуации, в которых противопоставляются «хочу» и «надо», чрезвычайно трудны для ребенка, и далеко не всегда воли ребенка достаточно, чтобы не последовать за непосредственным «хочу». Но при поддержке взрослого ребенок легче следует более значимому мотиву, хотя отличительная черта волевой регуляции поведения дошкольников и типичное отношение к трудностям — отступить, избежать, а не преодолевать. Первостепенное значение в формировании воли имеет воспитание активного отношения к препятствиям, мотивации достижения, небоязни трудностей, самостоятельного принятия решения, ориентации на принятие ответственности за свои действия и поступки.

 

Все исследователи развития воли дошкольников отмечают, что волевое поведение легче формируется при игровой мотивации и при оценке поведения со стороны сверстников (в случае, например, командной игры).

Произвольность в поведении ребенка проявляется и в преднамеренном заучивании стихотворения, в способности преодолеть непосредственное желание, отказаться от привлекательного занятия, игры ради выполнения поручения взрослого, общественного поручения (дежурство по классу или столовой и т.д.), оказания помощи маме, а также в способности преодолеть боязнь (войти в темную комнату, в кабинет стоматолога и т.д.), преодолеть боль, не заплакать при обиде, ушибе.

 

Условием психологической готовности к школе, связанным с волевым поведением, является и освоение ребенком функции планирования собственной деятельности. В старшем дошкольном возрасте он умеет выделять этапы предстоящей деятельности, выстраивать их в систему (что сначала, что потом), удерживать конечную цель при выполнении промежуточных этапов и т.д. Здесь огромная роль принадлежит речи, подчинению ребенка сначала словесным инструкциям взрослого, а позже — собственным словесным требованиям. Все перечисленные виды готовности выступают в системе и обеспечивают все вместе безболезненное включение ребенка в режим школы, создавая предпосылки для овладения учебной деятельностью.

Памятка для учащихся выпускных классов

Как вести себя во время экзамена

Ha свете найдется не так много людей, у которых мысль об экзаменах вызывала бы радостную улыбку.   Сегодня экзамены сдают не только аби­туриенты и студенты, но и младшие школь­ники. Умению сдавать экзамены, как ни странно, никто специально не учит, а ведь психотехнические навыки очень полезны: они не только повышают эффективность подготовки к экзаменам, но и способ­ствуют развитию навыков мыслительной работы и умению мобилизовать себя в решающей ситуации. А такие знания будут полезны абсолютно всем.

Прежде чем начать подготовку к экза­менам, следует оборудовать место для занятий: убрать лишние вещи, удобно расположить нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши. Психологи считают полезным ввести в такой инте­рьер желтый и фиолетовый цвета, ведь именно они повышают интеллектуальную активность.

Вначале подготовки нужно понять, «сова» ты или «жаворонок» - и в зави­симости от этого максимально загрузить утренние или, напротив, вечерние часы.

Составляя план на каждый день подго­товки, четко определи то, что ты будешь учить именно сегодня. Не стоит обманы­вать себя фразой «немного позанима­юсь». План учебы на каждый день должен содержать конкретные разделы учебника, задания и упражнения. Прежде чем что-то учить, необходимо определиться с теми источниками, которые ты будешь исполь­зовать при подготовке. Обычно информа­ции либо слишком много, либо слишком мало. В первом случае советую из кипы учебников выбрать один-два. Самый опти­мальный вариант — конспекты. Если пред­мет технический — лучше обратить внима­ние на формулы (если формула слишком длинная - раздели ее на составляющие), их расшифровку. К знакомому отличнику, к преподавателю или репетитору лучше приходить с конкретным вопросом или с конкретной темой, которая непонятна. Этим ты сэкономишь и свое, и его время. Интернетом лучше пользоваться тогда, когда знаешь, ЧТО нужно, иначе процесс поиска информации займет больше вре­мени, чем ее усвоение.

Начинай подготовку «на свежую голо­ву» и с самого сложного раздела. Если ты устал, а готовиться к экзаменам все же нужно, начни с материала, который боль­ше всего интересен и приятен. Переходи от легкого материла к сложному.

Обязательно следует чередовать рабо­ту и отдых, к примеру: 40 минут занятий, затем 10 минут - перерыв. В это время можно вымыть посуду, полить цветы, сде­лать зарядку.

При подготовке к экзаменам увеличива­ется нагрузка на глаза. Если ты чувствуешь, что глаза устали, значит, устал и организм: ему может не хватать сил для выполнения экзаменационного задания. Нужно сделать так, чтобы глаза отдохнули.

Советую выполнить следующие упраж­нения:

1) посмотри попеременно вверх-вниз (15 с), влево - вправо (15 с);

2) нарисуй глазами свое имя, отчество, фамилию;

3) попеременно фиксируй взгляд на удаленном предмете (20 с), потом - на листе бумаги перед собой (20 с);

4) нарисуй глазами квадрат, треугольник (сначала по часовой стрелке, потом — про­тив).

Дыхательные упражнения также помо­гают снять напряжение. Попробуй освоить несколько несложных приемов:

1) сядь удобно;

2) сделай глубокий вдох через нос (4-6 с);

3) задержи дыхание (2-3 с);

4) сделай медленный, плавный выдох через нос (4-6 с);

5) задержи дыхание (2-3 с). Упражнение выполняется в течение

2-3 минут.

Серьезным вопросом является то, КАК учить. Уходишь ли ты в учебу «с головой», занимаешься в библиотеке или берешь кон­спект «почитать в транспорте»? Конечно, эф­фективность таких занятий абсолютно разная. Что можно сделать за ограниченное время? Многие школьники говорят, что перед экза­меном хочется делать все, что угодно, - лишь бы к нему не готовиться. Совет: установи для себя норму - скажем, один час Или, напри­мер, один билет разобрался в теме одного билета - сделай передышку.

Готовясь к экзамену, не надо стремиться запоминать наизусть весь учебник. Про­читав вопрос, вначале вспомни и обяза­тельно кратко запиши все, что ты знаешь по нему, затем проверь себя по учебнику. Особое внимание обрати на подзаголовки главы или параграфа учебника, на прави­ла и выделенный текст. Проверь правиль­ность дат, основных фактов. Только по­сле этого внимательно, медленно прочти учебник, выделяя главные мысли - опор­ные пункты ответа.

Важный вопрос: как запомнить? На этот счет существуют разные мнения. Одним из удачных способов запоминания  считается мнемотехника - комплексная методика, включающая в себя запоминание ассоциа­циями. Если нужно запомнил дату, вспом­ни, что эта дата значит для тебя лично. Может, это день рождения тети? А может, в этот день ты впервые что-то сделал или куда-нибудь съездил? Или вдруг эта дата напоминает какой-либо номер телефона? Нужно запомнить формулу? Попробуй по­смотреть на нее под другим углом - про­читать ее как слово Сопоставь каждую букву в формуле с каким-нибудь словом и составь смешное предложение, которое «застрянет» в голове. Очень удобно запо­минать какие-либо определения, явления, события, сведя их к тому, что тебе уже известно. Попробуй упростить определе­ние. Важно понять суть определения, а не заучивать его. Редкий учитель примет в штыки объяснение определения  своими словами вместо заученного варианта. Если ты можешь пересказать определение сво­ими словами, значит, ты его понимаешь и разбираешься в материале.

Перед устным экзаменом советую наи­более трудные билеты рассказать перед зеркалом (желательно таким, чтобы ви­деть себя в полный рост), обращая вни­мание на позу, жесты, выражение лица. Почему нужно делать это? В психологии и психотерапии установлено: чем боль­ше различия в состоянии человека в тот момент, когда он получает информацию (готовится к экзамену), и тогда, когда вос­производит ее (сдает экзамен), тем труд­нее ему извлекать информацию из памяти. Готовиться обычно приходится дома, сидя, а то и лежа, в спокойной обстановке, рас­слабившись, а отвечая на экзамене, чело­век испытывает напряжение, волнение.

Когда ты рассказываешь  материал или записываешь его на магнитофон, ты сбли­жаешь эти два состояния. Важно и то, что речь «про себя» отличается от речи вслух. Чтобы стать понятной другим, речь требует перевода. И тогда оказывается, что не все можно перевести: что-то забыто, что-то в переводе кажется бледном копией, что-то видится как образ, картинка словами не выражается.

У разных людей развиты разные виды памяти: зрительная, слуховая, моторная. Людям с преобладающей зрительной па­мятью полезнее будет читать материал: потом вспоминается страница, на которой написана нужная тема. Тем у кого развита моторная память, лучше будет еще раз прописать материал, например, заняться написанием шпаргалок. Уверена, что на экзамене тебе они и не понадобятся, так как моторная память поможет воспроиз­вести нужный материал.

Готовясь к экзамену, не думай о том, что «провалишься», напротив, мыслен­но рисуй себе картину триумфа, легкого победного ответа. Мысли о возможном провале недаром называют саморазрушающими. Они не только мешают тебе готовиться, создавая постоянное напряжение и смятение в мыслях, как раз они позволяют делать все спустя рукава («Зачем трудиться, если все равно ничего не выйдет?!»).

За несколько дней до экзамена «проиграй» мысленно ситуацию экзамена, представь во всех деталях обстановку, свой ответ, старайся делать это как можно конкретнее подробнее. Но - внимание! — сконцентрируйся на выборе лучшего ответа, лучшей формы поведения, не «зацикливайся» на собственных страхах и мыслях о «провале».

Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить весь материал. Не повторяй билеты по порядку, лучше на­ши номера на листочках и тяни, как на экзаменах. Каждый раз, прежде чем рассказать билет, вспомни и запиши план ответа. Если это получилось легко, можешь не рассказывать - этот вопрос ты знаешь хорошо. Рассказывай только то, в чем ты чувствуешь затруднение. При рассказе пользуйся записанным планом - на замене можно пользоваться записями, сделанными при подготовке к ответу. Следи при этом за своей позой, жестами, мимикой, голосом. Знай, что речь, весь твой вид должны выражать уверенность в себе, своих знаниях. Приняв уверенную позу, начиная говорить спокойным и уверенным голосом, ты в действительности ста­новишься спокойнее и увереннее в себе.

Материал подготовил педагог-психолог  ГУО СШ №52        Г. А.Третьякова

Памятка для учащихся выпускных классов

Готовимся к экзамену

I этап. Подготовка к экзамену:

- полезно составить план подготовки к экзамену на каждый день;

- хорошо начинать либо с самого трудного, либо с самого простого материала;

- обязательно следует чередовать работу и отдых: 40 минут занятие, 10 минут - перерыв);

- полезно повторять материал по вопросам;

- можно структурировать материал за счет составления планов, схем на бумаге;

- твоя задача не вызубрить, а понять. Поэтому концентрируй внимание на ключевых мыслях;

- научись хорошо выполнять практические задания на время;

- за несколько дней до экзамена «проиграй» мысленно ситуацию на экзамене, представь себе во всех деталях обстановку.

II этап. Накануне экзамена:

-старайся отдохнуть хотя бы один день перед экзаменом. Погуляй, отвлекись, ляг спать пораньше;

если ты уже волнуешься, то попытайся конкретнее, в деталях, «проиграть» то, как ты заходишь в аудиторию, тянешь билет, нервничаешь, выполняешь задание. Через некоторое время такой «игры» страх исчезнет.

III этап. Как вести себя на экзамене:

- находясь в аудитории на экзамене, постарайся расслабиться: свесь руки, опу­сти голову, вдох - «по», выдох - «кой» (20 с). Ты почувствуешь, как уйдет сна­чала мышечное напряжение, затем — вну­треннее;

- начинай выполнять те задания, которые для тебя легче (для того, чтобы сэкономить время для более трудных заданий);

- не бойся ошибки. Если ты не уверен в правильности своего ответа, все равно продолжай работать;

- если понимаешь, что есть вопросы, по которым ты ничего не знаешь, не впадай в панику: по каждому вопросу можно что-то вспомнить.

График индивидуальных  консультаций учащихся   по психологическим проблемам, связанным с подготовкой учащихся к выпускным экзаменам.

День недели                                    Время                           Кабинет

Вторник                                          14.00 – 15.00                каб.2 – 11

Пятница                                          14.00 – 15.00                каб.2 – 11

 

Материал подготовил педагог-психолог ГУО СШ №52  Г. А.Третьякова

Советы родителям

Готовимся к экзамену

Успешность сдачи экзамена во многом зависит от отношения и настроя роди­телей школьника. Папы и мамы должны помочь ребенку определить сильные сто­роны, обратить внимание на питание и нагрузку. Задолго до экзаменов обсудите с ребенком, что именно ему придется сда­вать, какие дисциплины кажутся ему наи­более сложными и почему. Эта информа­ция поможет совместно создать план под­готовки, определить предметы, на которые придется потратить больше времени.

Сложные темы лучше изучать в часы подъема, хорошо знакомые - в часы спада. Для этого необходимо знать тип темперамента. Не стесняйтесь признаться ребенку, что уже не очень хорошо пом­ните большинство разделов биологии, химии или любого другого предмета, ко­торый ему необходимо подготовить. Пусть он просветит вас по тем или иным темам, а вы задавайте вопросы. Чем больше он успеет вам рассказать, тем лучше.

Договоритесь с ребенком, что вечером накануне экзамена он прекратит подго­товку, прогуляется и ляжет спать вовремя. Последние 12 часов должны уйти на под­готовку организма, а не знаний.

Обсудите вопрос о пользе и вреде шпаргалок. Во-первых, ребенку будет ин­тересно знать ваше мнение на этот счет (возможно, он даже удивится, что вы тоже пользовались шпаргалками и вообще зна­ете, что это такое). Во-вторых, необходимо помочь школьнику понять, что доставать шпаргалку  не имеет смысла. Если ему кажется, что, ознакомившись с содержанием шпар­галки, он сможет получить отметку лучше, рисковать не стоит.

В выходные дни, когда вы никуда не торопитесь, устройте ребенку репетицию письменного экзамена. Например, возь­мите один из вариантов задач по матема­тике или физике. Договоритесь, что у него будет два или три часа, усадите за стол, свободный от лишних предметов, дайте несколько чистых листов бумаги, засеките время и объявите о начале экзамена.

Следите за тем, чтобы во время подго­товки ребенок регулярно делал короткие перерывы. Объясните ему, что отдыхать, не дожидаясь усталости, - лучшее сред­ство от переутомления. Важно, чтобы школьник обходился без стимуляторов (кофе, крепкий чай): нервная система перед экзаменом и так истощена. Нема­ло вреда может принести и попытка со­средоточиться над учебниками в одной комнате с работающим телевизором или радио. Если школьник хочет работать под музыку, не надо этому препятство­вать, только договоритесь, чтобы музыка была «без слов».

Если ваш ребенок получил балл ниже, чем хотелось бы, или вовсе «провалил эк­замен», помогите ему справиться с этой бедой. Не осуждайте и не насмехайтесь над ним, вместо этого выясните, в чем причина неудачи, сделайте выводы и об­судите, что означает в данном случае пре­словутое «не повезло».

- Помните, вы ответственны за то, что может произойти с вашим ребенком на экзамене;

- верьте в позитивный итог экзамена;

- создайте в семье положительную и доброжелательную атмосферу;

- не раздражайтесь, запаситесь терпе­нием;

- не показывайте своему ребенку свой страх;

- держите положительный настрой: «Все будет хорошо»;

- старайтесь поддержать и понять ре­бенка;

- придерживайтесь принципа «Все, что ни делается, все к лучшему»;

- продумайте питание ребенка.

Не стоит забывать и то, что педагоги во время подготовки к экзамену становятся «вторыми родителями». Психологи реко­мендуют учителям поддерживать детей, проявлять веру в их способности, избегать подчеркивания промахов, чаще произно­сить слова поддержки.

Мы часто сами нагнетаем ситуацию, чрез­мерно преувеличиваем сложность стоящей перед нами задачи, и она становится дей­ствительно сложнее. Когда экзамены оста­нутся позади, многое из того, что тревожит сейчас, наверное, покажется не таким уж значимым и будет вызывать улыбку.

Каким бы ни был итог, никогда не за­бывайте об одном из главных принципов человеческого познания: «Мы знаем лишь малую часть того, что должны знать».

Удачи вам!

 

График индивидуальных  консультаций родителей   по психологическим проблемам, связанным с подготовкой учащихся к выпускным экзаменам.

День недели                                    Время                           Кабинет

Понедельник                                   14.00 – 15.00                каб.2 – 11

Четверг                                            17.00 – 18.00                каб.2 – 11

 

Материал подготовил педагог-психолог ГУО СШ №52  Г. А.Третьякова

 

 


 

Министерство

образования республики БеларусьДетский

правовой сайтАкадемия

последипломного образованияГомельский городской

исполнительный комитетГомельскийобластной институт развития образованияhttp://gsu.by/